Пришла пора фискальных мер

Все знают, что нельзя выиграть без боли. Но может быть боль без выигрыша. В жёсткой форме этот урок народы Запада учат, по меньшей мере, с 2012 года. Несколько лет политики бюджетной экономии в США, Европе и Японии не принесли никаких результатов, поэтому для властей настало время снова наращивать госрасходы.

Continue Reading

МВФ, гоу хоум

Поднялся занавес и начался новый акт греческой долговой драмы. Министры финансов стран еврозоны и Международный валютный фонд (МВФ) договорились с Грецией о начале действий по частичному списанию долга страны (на этом настаивал МВФ) и предоставлении ей 10,3 млрд евро ($11,6 млрд) в виде финансовой помощи. Греция, со своей стороны, согласилась на ещё один раунд сокращения госрасходов и структурных реформ.

Continue Reading

Странный разворот Германии против свободной торговли

Окно возможностей для заключения соглашения о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнёрстве (ТТИП) между США и Евросоюзом быстро закрывается. В этом и следующем году выборы пройдут в США, Франции и Германии, при этом избирательные кампании будут разворачиваться в условиях растущего негативного отношения к международным соглашениям в любом виде. По всей видимости, наибольшая угроза исходит из наименее вероятного источника – Германии, являющейся одним из крупнейших экспортёров.

Continue Reading

Александр Габуев, эксперт центра Карнеги: «Волатильность в экономике Китая нам только предстоит увидеть»

Замедление роста экономики Китая стало одной из крупнейших проблем для многих развивающихся рынков. За сжатием взаимного товарооборота последовало и обрушение цен на сырьевые товары. Часть экспертов говорит об окончании болезненного периода изменений и постепенном восстановлении всех рынков, однако эти предположения могут быть слишком оптимистичными. Vласть поговорила с руководителем программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александром Габуевым, участвовавшем в Астанинском экономическом форуме, о глубине китайского кризиса, отсутствии стойкой политической воли для институциональных реформ и все еще вероятных рисках ухудшения обстановки в глобальной экономике.

Некоторые эксперты в комментариях прессе стали говорить, что острый период волатильности в экономике Китая уже закончился. Как вы считаете, это действительно так или о конце пока еще не может быть и речи?

Мне кажется, что она еще только предстоит, поскольку все фундаментальные проблемы, о которых сами китайцы говорят последние 15 лет, прошедшие 10 лет никак не решались, потому что была благоприятная внешняя конъюнктура. Когда все начинает расти, в такой момент структурными реформами никто не хочет заниматься. Находитесь вы на пике сырьевой конъюнктуры или на витке инвестиционного и потребительского бума, инвесторы несут к вам деньги и у вас все хорошо. Но сейчас все проблемы начинают вылезать наружу. Вообще, падение темпов роста – это нормальная вещь, но вопрос в том, насколько в целом можно доверять китайской статистике.

Одна из ключевых китайских проблем – это рост плохого долга, потому что весь этот инвестиционный цикл охватил те проекты, которые совершенно не окупаются и теперь висят токсичными активами на балансах банков, а точнее – хитро упрятаны за балансами и упакованы в те вещи, за которыми их как бы не видно. С другой стороны, понятно, что у страны есть социальные проблемы, потому что при таком населении нужно поддерживать занятость, ведь никто не отменял вековые традиции народных бунтов. И эти рабочие места нужно как-то генерировать. Часто их можно генерировать не за счет каких-то хороших, продуктивных проектов, а за счет строек, которые потом усугубляют проблемы. И сегодня горизонт планирования между решением долгосрочных проблем и тушением локальных пожаров, к сожалению, смещается в сторону последних. Ответы на многие нынешние вызовы прямо противоречат друг другу.

Например, дорогой юань - это хорошо для развития внутреннего потребления. С другой стороны, у вас есть куча экспортоориентированных провинций, где кластерно сбиты производства, в духе наших моногородов. Они могут шить джинсы, делать ботинки или производить электронику, для которых дорогой юань это однозначно плохо. Поэтому китайские власти вынуждены заниматься микро регулированием и из-за этого меньше проблем не становится. Прошедший год вообще показал резкое снижение доверия к китайской бюрократии и в принципе понятно почему - их реакция на фондовый рынок, которая началась с безудержной денежной закачки и закончилась неумелыми движениями по решению проблем, взять то же изменение курсообразование юаня – все это подорвало веру в эффективность регуляторов. Очевидно, что чем больше шараханий мы увидим, тем более волатильными будут другие рынки. Не только фондовый.

Выходит, все те меры, о которых компартия Китая заявляла в конце прошлого года и начале этого, не возымели практически никакого эффекта?

Их просто никто не начал реально и системно осуществлять. План реформ, который был озвучен в 2013 году, он действительно подробный и по консенсус мнению большинства экономистов правилен для лечения поставленного диагноза. Рецепт один – больше рынка, больше конкуренции, снижение доли государства, повышение эффективности государства, которое вместо собственника должно становиться регулятором. Это очень правильные слова, но имплементация близка к нулю. Почему? Потому что Си Цзиньпин тогда же начал антикоррупционную программу, и теперь бюрократия парализована из-за поменявшихся правил игры, из-за того, что брать на себя ответственность сейчас очень страшно, поэтому лучше ничего не делать. Плюс консенсус, который породил нынешнюю элиту и конфигурацию руководства на съезде 2015 года, привел к власти в экономическом блоке Ли Кэцяна, часть выходцев из Госплана и государственной комиссии по реформам и развитию - очевидно не самых качественных управленцев. Не знаю, удастся ли поменять их на новом съезде в 2017 году, но если нет, проблемы явно будут нарастать.

Насколько я понимаю, Китай сейчас замер в этом хаосе и просто плывет по течению.

Там идет постоянное микроманеврирование. Правая рука не знает, что делает левая. Левая иногда делает правильные вещи, а иногда в корне наоборот. В Казахстане и России много похожих элементов. В России говорят про структурные реформы, и у нас есть множество программ - от программы Грефа, до стратегии 2020, нужна лишь политическая воля. В Китае тоже есть все необходимые программы, о них часто заявляли с высоких трибун. Но ничего до сих пор не делалось. Да, сейчас политическая воля созревает, но инструмент, способствующий этому – жесткая консолидация власти в руках Си Цзиньпина, что имеет обратный эффект. Она парализует общий процесс принятия решений у бюрократии и элиты.

Сырьевые рынки, при этом, будут находиться в таком же подвешенном состоянии или даже внезапный запуск реформ в пользу развития внутреннего потребления им не поможет?

Смотрите, там есть множество разных аспектов. Китай сейчас заваливает мир алюминием, сталью и другими товарами. Они производятся потому, что есть либо коррупционные связи и противозаконные схемы, когда люди извлекают выгоду из убытков предприятий, либо потому что нужно поддерживать занятость. В Китае есть ротация региональных руководителей, которая основывается на социальной стабильности и экономическом росте. Если у вас стоят даже убыточные заводы, которые вы закидываете кредитами из Банка Китая или Банка развития Китая, они все равно что-то производят, у вас на бумаге растет ВВП, и вас потом переводят на более хлебную должность. А дальше, через 5 лет эта проблема достанется вашему преемнику. А часто там такая проблема, решение которой проще затянуть еще лет на 5.

И если нынешние проблемы будут решаться, часть зомби-компаний уйдет, и баланс спроса и предложения в экономике будет похож на то, как он и должен выглядеть. С другой стороны понятно, что основным драйвером спроса на всю мировую горнорудную продукцию был Китай. И если он хочет перейти на более здоровый рост внутреннего потребления, то это потребление нужно снижать. Для сырьевых товаров, преимущественно углеводородов, ситуация сложная, потому что с одной стороны у Китая вроде как должны расти сектора с использованием угля, а с другой - он должен использовать газ, если действительно намерен идти к более экологичному энергобалансу.

Кроме того, его долю будут отъедать атомные и возобновляемые источники энергии. Тем не менее, Китай ставит цель по экологии очень давно, но движется к ней слишком медленно, потому что это тоже социальный вопрос. Плюс есть новые угольные станции, они довольно экологичные и обладают меньшими энергопотерями. Вдобавок к этому шахтеры остаются при деле и не выходят на улицу. Видите, здесь по-прежнему много непонятного. Но я бы сказал, что Китай из золотого тельца, которому поклонялись все нефтяники мира и заваливали сырьем, стал серьезным фактором неопределенности.

Понятно, что дальше либо болезненная стагнация, либо большой экономический взрыв, с последующим строительством экономики на пепелище. Не знаю, как для России, но для Казахстана Китай - один из главных торговых партнеров, который экспортирует туда преимущественно нефть и горнорудную продукцию. Несмотря на сложную ситуацию, его инвестиции в Казахстан продолжают поступать. Но с сырьевыми проектами роста у Казахстана есть некоторые проблемы, да и у Китая потребность в сырьевой подпитке поубавилась из-за переориентации на внутреннее потребление. Как вы думаете, какое место в этих амбициозных планах Китая может занять Казахстан? И как вообще быть зависимым от экспорта в Китай странам, когда ситуация настолько зыбкая?

Вы правы, что инвестиции идут, потому что китайцы тоже очень заинтересованы в диверсификации своих портфелей. Еще примечательно то, что внутренние инвестиции становятся менее доходными и гораздо надежнее их вывести из страны и куда-то вложить. Тренд довольно понятный, единственное, Китай не привлекают самые ужасные юрисдикции, в устройстве которых они ничего не понимают, либо у страны на них политическая аллергия. Россия, кстати, тут не в числе отличников. Китайские инвестиции у нас занимают 1%. Что здесь можно сделать?

Рецепт очень банальный – нужна диверсификация экспорта. Но мне трудно представить, какие казахстанские товары могут быть конкурентоспособнее китайских. Вопрос расходов на рабочую силу, даже после девальвации, неактуален – все равно качество продукции для Китая превалирует в сравнении с ценой. Сам Казахстан – это все равно очень маленький рынок, даже с учетом других стран Евразийского экономического союза. При этом, как известно, русские довольно хорошо защищают свои торговые позиции, да еще и издержки по транспортировке будут высокими. Можно сколько угодно говорить про Шелковый путь, который нас всех спасет и будет проходить от Астаны до Урумчи.

Найти экспортные ниши, это большая задача. Мне кажется, если бы Казахстан двигался в сторону сырья и того, чтобы нарастить добавленную стоимость на уже существующее сырье или его обработку, могло бы стать выходом. По сельскому хозяйству попасть на китайский рынок очень сложно, к тому же в Казахстане относительно небольшая урожайность и потенциал животноводства достаточно ограничен. К тому же придется конкурировать с мощнейшими и умными игроками – автралийскими, ирландскими, американскими. Хотя запрос у китайского среднего класса на хорошую пищевую продукцию есть – еды там много, Китай её даже экспортирует, но люди не доверяют своим производителям. Конечно, какая-то ниша для экологически чистых продуктов есть, но для Казахстана это маленький рынок, и он явно не заместит нефтяные доходы.

Да и опять строить рентную экономику на экспорте лишь пищевой продукции тоже не имеет смысла.

Верно. Да даже Россия, у которой есть больше оснований для подобных амбиций, больший объем всех рынков, лучше человеческий капитал и научно-техническая база, все равно ограничена в доступе к китайскому рынку. Все равно придумать множество российских продуктов, с которыми не стыдно пойти на экспорт не так просто. Отметая в сторону военно-промышленный комплекс, IT и еще несколько секторов, где Россия конкурентоспособна, звучащие у нас заявления о безумных заводах на Дальнем Востоке, которые завалят и захватят Азию, не очень обоснованы. И нам было бы логичнее действовать, как Австралия – сначала заниматься добычей сырья, потом пытаться оставить большую часть маржи у себя на территории, потом развивать сервисную индустрию. Давайте попробуем построить свои буровые вместе с китайцами, давайте попробуем внедрить свои IT решения, и вокруг этого построить другие индустрии, другие части экономики. Но если мы вернемся к Казахстану, тот факт, что вы продолжаете привлекать китайские инвестиции, с учетом снизившегося объема подушевого ВВП, о чем-то все-таки говорит.

Как вы думаете, судя по той стратегии, которой придерживался Си Цзиньпин и вся Компартия Китая относительно Центральной Азии, приток инвестиций продолжится или нет?

Определенно, это серьезный риск. Купировать его можно попыткой укрепления международных связей. Международный финансовый центр может в этом помочь. Звучит смешно, конечно, но может это и не самое плохое, чтобы попытаться привлечь капитал. К сожалению, Казахстан и Китай будут испытывать проблемы. Россия тоже находится далеко не в лучшей форме. Протекционизм будет нарастать, подталкивая к неуклонному росту количество экономических проблем. На региональное окружение надежды нет. У крупных нерегиональных держав – Турции и Ирана – тоже колоссальное количество проблем. Плюс конкуренция между этими державами будет продолжаться. Каких-то явных выходов из ситуации не видно. Фактически, это шаг на минное поле в темную ночь.

https://vlast.kz/jekonomika/17443-aleksandr-gabuev-ekspert-centra-karnegi-volatilnost-v-ekonomike-kitaa-nam-tolko-predstoit-uvidet.html

Экономические отношения России и ЕС. Худшие друзья – лучшие враги?

Торговые отношения между ЕС и Россией, скорее всего, останутся стабильными в течение многих лет, хотя масштаб их будет медленно сокращаться. ЕС станет намного менее зависим от России в области энергетической безопасности, а Россия получит независимость от Европы как в финансовых, так и в промышленных и инфраструктурных сферах

Continue Reading

Долговая повестка для «Большой семерки»

26-27 мая главы семи ведущих промышленно развитых стран соберутся в Японии, чтобы обсудить общие проблемы в сферах безопасности и экономики. Одной из крупных общих проблем, которая заслуживает их внимания, является не способствующий устойчивому развитию рост национального долга крупнейших развитых стран. Если ничего не сделать, бум государственных займов будет оказывать неблагоприятное воздействие на мировую экономику и сами страны-должники.

Continue Reading

Согласование разных взглядов на экономику Китая

Взгляды на перспективы роста в Китае никогда не были такими противоречивыми, как сегодня. По мнению Пекина и оптимистов, которых становится все меньше, в предстоящие пять лет темпы роста в стране будут составлять 6-7% в год. Но закоренелые пессимисты полагают, что грядет спад в 3-4%, а может, и более.

Continue Reading