Куда движется Европа? Перспективы на 2019 год

Brexit, Евро, Миграция - и революционный европейский выбор: в каком направлении движется ЕС? Обзор самых важных тем.

Взгляд на ЕС за полгода до европейских выборов показывает неоднозначную картину. Союз европейцев, кажется, определился. Он больше не существует в условиях вечного кризиса, характерного для середины десятилетия, и ему больше не угрожает распад. С другой стороны, не видно и прогресса, потому что нет такого направления, в котором государства-члены могли бы идти вместе, и нет проекта, в рамках которого могли бы все объединиться. Линии разлома между Востоком и Западом становятся все шире, по проблемам миграции и нормам права, а также между Севером и Югом по вопросам экономической политики.

Тоже самое и в обществах самих государств-членов ЕС. Центр, с классическими народными партиями, разрушается. Глобализация и миграция порождают страх и отчаяние и перед отсутствием безопасности, и, как будто уже недостаточно спорили, правые, а иногда и левые популисты преуспевают в углублении разрыва - даже с помощью социальных сетей, механизмы использования которых до конца еще не поняты. Все это способствует кризису доверия к демократии и политической системе в целом на национальном и европейском уровне.

2018 год мог бы стать хорошим годом для ЕС. Экономика в Европе процветает, безработица снизилась почти везде. Переговоры о Brexit шли хорошо, разумное решение казалось уже достижимым. Президент Франции Эммануэль Макрон ждал положительного сигнала из Берлина после его амбициозных предложений по реформе для ЕС. И лидеры ЕС решили избавиться от всех больших проблем к лету.

Однако этого не произошло, они снова отложили решения. Макрон ослаблен протестом желтых жилетов. Из Германии пришло мало помощи, новое федеральное правительство больше заботилось о себе. Только экономика все еще идет своим чередом, даже если, не в последнюю очередь из-за все более нагруженных конфликтами международных отношений, и «облака в небе сгущаются».

Ну а 2019 год? Следуя политическому календарю ЕС, он станет «переходным годом», при этом речь идет больше о персоналиях, чем о содержании: Европейский парламент будет переизбран, Комиссия заменена, а главы государств и правительств должны будут принять решение о замене президента Совета Дональда Туска. Некоторые проекты все еще находятся на стадии завершения, например, запрет на использование одноразовых пластиковых изделий. Но удобно, конечно же, в ЕС уже не будет, скорее сохранится штормовая обстановка, хотя бы из-за внутриполитических кризисов в Британии и Франции. Далее более подробный обзор.

Миграция: хронический паралич

Как мало было сделано политически в урегулировании кризиса в решении проблем беженцев, показал недавний саммит ЕС в середине декабря. Выводом в дебатах оказался документ про перемирие. Что касается полноценного расширения пограничных и береговых сил Фронтекса в настоящие европейские силы, то главы государств и правительств всего лишь призвали Парламент и Совет «ускорить переговоры».

Что касается наиболее спорной реформы Дублина, а именно вопроса о том, как беженцы будут распределяться в Европе, то он остался на стадии призыва к «дальнейшим усилиям».

Италия, Германия и другие страны призывают к обязательным квотам на въезд для всех стран ЕС. Однако государства Центральной и Восточной Европы отказываются. Они не хотят никого принимать и, по возможности, не ввязываться в это и в дальнейшем. И при этом, федеральный канцлер Ангела Меркель, отвергает предложения о полных штрафных санкциях.

Впрочем, высокопоставленные политики похвально похлопывают себя по плечу, утверждая, что в результате их политики «количество обнаруженных незаконных пересечений границы было сокращено до докризисного уровня, и общая тенденция к снижению продолжается». К сожалению, это только частично правда. В Испанию в 2018 году прибыло мигрантов больше чем в два раза, по сравнению с предыдущим годом, из Турции рост мигрантов составил 30 процентов. Только на центральном средиземноморском маршруте соглашения между Италией и Ливией еще продолжают ограничивать иммиграцию из Африки. В целом, цифры намного ниже, чем в 2015 году, но выше, чем в 2017 году. Развитие ситуации в западном и восточном Средиземноморье требует постоянного внимания, согласно документу Совета государств-членов, цитируемому журналом Politico.

Основная проблема в этом досье не изменится и в 2019 году: прогресс будет только в экстремальном кризисе. Как только число прибывающих иммигрантов, как сейчас, оказывается почти под контролем, для соответствующего соглашения пропадает политическое давление. Так что, скорее всего, все останется под блокадой. Это может быть решено только в том случае, если уступят либо восточные европейцы, либо сторонники квот, например Ангела Меркель. Оба варианта маловероятны. В лучшем случае, возможно, что, как предлагает Европейская комиссия, спорные части будут удалены из пакета и переданы забвению.

Евро: слишком мало для следующего кризиса?

Как и к миграционной политике то же самое относится и к единой валюте: Видимо глубокий кризис евро с 2012 до 2015 года не был достаточно глубоким, чтобы вызвать у всех подлинное реформаторское рвение. От речи Макрона в Сорбонне в 2017 году мало что осталось. Он предлагал обеспечить бюджет, необходимый для зоны евро, не как отдельную кучу денег, а как часть бюджета ЕС. Министры финансов должны будут принять соответствующее решение «об условиях и графике осуществления предложения» до июня 2019 года.

Сколько денег будет содержит бюджет? Макрон думал о сотнях миллиардов, Меркель хочет максимальное число в «маленьких двузначных миллиардах», другие хотят гораздо меньше или ничего. Бюджет же будет определен только в результате переговоров о многолетних финансовых рамках ЕС на 2021-2027 годы. Здесь соглашение может быть достигнуто осенью 2019 года, но, по общему мнению, это удастся только в 2020 году.

В обозримом будущем, по мнению некоторых экспертов, сумма в бюджете ЕС будет слишком мала, чтобы решить основную проблему валютного союза: неоднородность экономик еврозоны. Баланс мог бы быть создан с помощью механизма постоянного перераспределения. Но эту идею отвергают многие правительства, преимущественно группа северных государств, которые под руководством Нидерландов объединились в «Новую Ганзейскую лигу».

К июню Фонд спасения еврозоны (ESM) должен быть расширен. Ему следует более тесно сотрудничать с Комиссией ЕС для оценки экономического и финансового положения государств-членов и играть более активную роль в мониторинге кризисных программ. Идея создания своего рода Европейского валютного фонда, аналогичного Международному валютному фонду, практически не сохранилась. В конце концов, теперь будет существовать «блокиратор» банкротства для разорившихся банков, которое находится в ESM. Он будет вмешиваться в том случае, когда фонда, созданного самими банками, будет недостаточно для предотвращения банкротства, и это должно укрепить доверие к финансовой системе ЕС.

«Этих соглашений ни в коем случае не достаточны для того, чтобы сделать евро устойчивым к кризисам», - говорит Фабиан Зулиг из Центра европейской политики в Брюсселе. «Но уже совершены первые шаги, которым, вероятно, в 2019 году последуют более уверенные шаги».

Судебные разбирательства против Польши и Венгрии – и приближающийся Brexit

Верховенство права: решение пока не проглядывается

ЕС против Польши и Венгрии: этот спор будет продолжен в Союзе. Обе страны находятся в процессе восстановления своей системы государственного управления, особенно судебной системы, однако способами, которые трудно совместить с основными ценностями ЕС. Процедуры верховенства права действуют в отношении обеих стран в соответствии со статьей 7 Договора ЕС, в случае Польши в рамках Комиссии ЕС, в случае Венгрии - Европейского парламента.

Совет министров ЕС теперь должен принять решение о следующих шагах большинством в четыре пятых. Будет ли добавлен 2019 год? Вероятно, что нет. В случае отсрочки ЕС повредил свои фундаментальные основы. И в конечном итоге, Польша недавно приняла решение Европейского Суда и разрешила восстановить судей, выходящих на пенсию. Это показывает, что ЕС не совсем беспомощен; если действовать последовательно, то эффект можно показать. Ну и, в конце концов, в некоторых мятежных государствах действительно снова могут прийти к власти более либеральные правительства.

Brexit: нет выхода?

Ситуация крайне сложная. Соглашение о выходе из ЕС является предметом переговоров, но оно только не одобрено британским парламентом. В декабре премьер-министр Тереза Мэй избежала голосования перед лицом возможного поражения. Следующая дата голосования, вероятно, 14 января, чуть более чем за два месяца до того, как страна 29 марта покинет ЕС. ЕС дал понять, что не хочет больше менять текст. Если Мэй проиграет, то неконтролируемый выход станет более вероятным. Это может иметь крайне негативные, даже хаотические последствия для экономической жизни и повседневной жизни британцев. Если бы этот «кошмарный сценарий» члены Европарламента имели бы у себя в головах, говорит Фабиан Зулиг, то они бы, в конечном итоге, выбрали бы меньшее зло - упорядоченный выход. В любом случае, это было бы более вероятно, чем часто "заклинаемый" отказ от Brexit. Последнее не произойдет, так как в таком случае парламент потеряет перед народом весь свой авторитет и легитимность.

Европейские выборы: шок с объявлением

Важнейшим политическим событием 2019 года, с точки зрения граждан, станут выборы в Европарламент в конце мая. Результаты опросов предполагают ослабление центральных партий в пользу правых популистов. Последствия этого, вероятно, будут меньше ощущаться в конкретной политике Брюсселя, где правые не смогут получить возможности блокирования решений. В лучшем случае, по очень спорным вопросам, таким как торговая политика, проевропейские силы могут столкнуться с меньшими трудностями. В государствах-членах ЕС, с другой стороны, результаты выборов могут вызвать и политические потрясения. Протест желтых жилетов показал большую степень неудовлетворенности не только во Франции, но также и в Бельгии. С поражениями Макрона сила европейской идеи также проигрывает.

Интересно, удастся ли сохранить систему лучших кандидатов? Это может увенчаться успехом только в том случае, если основные политические группы в Европейском парламенте после выборов явно соберутся вокруг одной личности в качестве президента Европейской комиссии. То, что им будет немец Манфред Вебер, которого выдвинула Европейская народная партия вероятным победителем выборов, полностью открыто. Многие коллеги по парламенту отвергают политика ХСС. У нее "неправильный фон", говорит Зулиг. Европейский эксперт позиционирует Мишеля Барнье в качестве нового главы Комиссии. Благодаря своей осторожности и последовательности в переговорах по Brexit с Лондоном, консервативный француз приобрел много друзей в Европе.

Великобритания

Brexitу нет конца - сценарии

Brexit? Нет Брексита? Голосовать? Не голосовать? Да? Нет? Хаос не заканчивается, вряд ли кто-то все еще просматривает результат. В следующей статье показаны четыре возможные сценарии Brexit

https://www.sueddeutsche.de/politik/europa-grossbritannien-brexit-1.4265525