Балканский полуостров в геополитических планах Москвы. Причины и возможные последствия обострения ситуации в регионе

В конце сентября с. г. возник ряд новых проблемных факторов в процессе развития ситуации на Балканах, что может существенно усложнить там обстановку. Прежде всего имеется ввиду очередное обострение отношений между Сербией и Косово вследствие целенаправленных провокаций сербской стороны и непродуманных ответных действий косовских властей. Так, 25 августа с. г. президенты Сербии А. Вучич и Косово Х. Тачи выступили с совместным заявлением о возможном изменении границы (обмене приграничными территориями, преимущественно населенных этническими сербами и албанцами) для «достижения исторического мирного урегулирования».

На такие планы немедленно отреагировали косовские противники каких-либо компромиссов с Сербией во главе с радикальной левонационалистической партией «Самоопределение», которые инициировали массовые акции протеста в столице Косово — г. Приштина. Несмотря на такую реакцию, 29 сентября с. г. Х. Тачи в сопровождении подразделения косовского спецназа посетил северные районы края с целью выяснить, как местное сербское население воспринимает идею об обмене территориями. При этом он посетил чувствительную для Сербии зону горного водохранилища Газивода, которое расположено на территории Косово и является частью сербской системы водоснабжения.

Сербия поспешила это использовать в качестве повода для создания конфликтной ситуации вокруг Косово. Так, президент Сербии А. Вучич преподнес этот визит Х. Тачи вместе с его охранниками на север Косово как «бандитское нападение косовских сил безопасности на сербское население региона», во время которого происходили зачистка прилегающих дорог и безосновательный арест местных граждан, а также взятие под контроль объектов электростанции вместе с водохранилищем Газивода.

Ссылаясь на подобные утверждения, А. Вучич обвинил Х. Тачи в сознательной провокации и нарушении резолюции СБ ООН № 1244, позволяющей подразделениям силовых структур Косово пребывать в северных районах края только с разрешения НАТО и полного на то согласия местной сербской общины. Поэтому он распорядился повысить боевую готовность вооруженных сил Сербии. В свою очередь, по поступившему указанию из Белграда, сербское население приграничных районов Косово и Сербии приступило к проведению своих акций протеста и блокированию транспортных коммуникаций.

Такими своими действиями Белград создал почву для того, чтобы иметь основания обратиться за помощью к России. Этот вопрос обсуждался на срочной встрече А. Вучича с президентом России В. Путиным 2 октября в Москве, где согласно официальному сообщению, обсуждались перспективы развития российско-сербских отношений, а также актуальные вопросы международной политики и особенности создавшейся ситуации на Балканах, прежде всего в Косово. При этом В. Путин выразил готовность и в дальнейшем оказывать всестороннюю поддержку Сербии, в т. ч. в вопросе обеспечения ее безопасности.

Другим негативным фактором развития ситуации на Балканах стал провал состоявшегося 30 сентября с. г. референдума об изменении названия Македонии, организованного с целью снять возражения Греции на вступление страны в ЕС и НАТО (с момента распада Социалистической Республики Югославия Греция категорически не воспринимает название такой страны как Македония, поскольку она созвучна с названием одной из греческих провинций). В голосовании приняли участие 39,6 % населения страны, при этом за изменение названия «Македония» на «Северная Македония» высказалось 91,5 %. Вместе с тем, референдум был признан недействительным, так как по македонскому законодательству явка избирателей должна составлять не менее 50 %.

С юридической точки зрения референдум по характеру был чисто консультативный, но то, что он не состоялся, является серьезной политической коллизией. Так, в рамках голосования граждане Македонии должны были попросту согласиться с европейским и евроатлантическим выбором страны, чего не произошло. Теперь решение по данному вопросу должен принимать македонский парламент. Вместе с тем, для этого правящая парламентская коалиция («Социал-демократический союз Македонии», Либерально-демократическая партия и «Демократическое обновление Македонии») не имеет достаточного количества голосов. И если необходимое количество мандатов не наберется, правящая коалиция фактически будет вынуждена объявить досрочные парламентские выборы, что может изменить расклад политических сил в стране.

Кстати, блокирование членства Македонии в НАТО усиливает этническую напряженность в стране. Причиной этого является позиция этнических албанцев, которые, составляя не менее 30 % македонского населения, считают вступление Македонии в НАТО одной из основных гарантий своей безопасности. Учитывая это, приостановка процесса евроатлантической интеграции страны вызывает негативную реакцию албанцев и может привести к межэтническим столкновениям.

При этом приводятся факты, свидетельствующие о причастности России к провалу референдума. Так, основная политическая сила, выступающая против членства Македонии в НАТО, — это фанаты футбольного клуба «Вадар», принадлежащего российскому олигарху С. Самсоненко. Именно по их инициативе накануне и во время референдума прошли массовые молодежные митинги с призывами голосовать против изменения названия страны, против членства в НАТО и ЕС. Они даже выступали с лозунгами поддержать Россию и лично Путина. Против НАТО и ЕС косвенно выступает и Македонская Православная церковь. Весьма показательны по характеру также визиты в Македонию идеологов «русского мира», в частности А. Дугина.

Несмотря на якобы разные причины и содержание таких событий, их объединяет единый фактор, а именно — интересы России. В частности, на современном этапе Россия стремится:

во-первых, распылить усилия НАТО и ЕС, а также отвлечь их внимание от украинского вопроса, провоцируя напряженность в других регионах, в т. ч. на Балканах. При этом Россия, обостряя ситуацию, может спровоцировать вооруженный конфликт, что позволит ей развернуть свои войска на Балканском полуострове под предлогом оказания помощи Сербии в обеспечении ее безопасности;

во-вторых, возобновить сотрудничество с Западом, а также получить мощные рычаги давления на него на основе совместных действий по стабилизации обстановки на Балканах. В этой связи Россия делает ставку на критический характер данного вопроса для Европы, поскольку возникновение нового вооруженного конфликта на Балканском полуострове станет значительно большей проблемой для Европы, чем вооруженное противостояние в Сирии;

в-третьих, создать препятствия на пути вступления западно-балканских стран в НАТО и ЕС. В частности, в октябре 2016 года Россия при содействии Сербии уже пыталась осуществить военный переворот в Черногории, чтобы заблокировать ее присоединение к Альянсу. В свою очередь, в таких действиях против Македонии Россия использует Грецию (как и Венгрию против Украины).

На сегодняшний день все эти вопросы для режима Путина имеют особое значение, что связано с применением США качественно новых, критического действия санкций против России. В частности, такие санкции вводятся США с апреля с. г. в рамках закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций». Кроме того, 27 августа с. г. США ввели в действие новый пакет санкций против России в связи с т. н. делом Скрипаля и в ультимативной форме пообещали Москве существенно их расширить, если российская сторона откажется предоставить гарантии того, что не будет применять химическое оружие в будущем и не согласится на проведение «локальных проверок» со стороны ООН.

К реализации своего плана дестабилизации обстановки на Балканах Россия приступила с началом работы 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Поэтому события в регионе получили больший резонанс. Так, 21 августа с. г. министр иностранных дел РФ С. Лавров совершил рабочую поездку в Боснию и Герцеговину (БиГ), где встретился с региональными лидерами и их представителями. Фактически именно после этого сторонники России на Балканах и перешли к активным действиям по провоцированию вышеупомянутых проблем на полуострове.

Кроме того, в ближайшее время может возникнуть еще одна конфликтная ситуация на Балканах, а именно — в Республике Сербской (РС) в Боснии и Герцеговине. Ее признаком стал визит президента РС М. Додика в Россию 30 сентября с. г., во время которого его принял в Сочи президент РФ В. Путин. В частности, не исключается возможность обсуждения сторонами сценария обострения обстановки также и в Боснии и Герцеговине посредством поднятия М. Додиком вопроса о выходе Республики Сербской из состава БиГ и ее присоединения к Сербии. В 2017 году М. Додик уже озвучивал подобные намерения.

Как всегда, свои мероприятия по провоцированию напряженности на Балканах Россия сопровождает очередной демонстрацией силы. Так, 1 октября с. г. на территории Сербии начались совместные российско-сербские летно-тактические учения «БАРС-2018». С участием самолетов МиГ-29 и вертолетов Ми-8 отрабатываются вопросы перехвата воздушных целей, нанесения ударов по наземным объектам и высадке воздушного десанта. Кстати, аналогичные учения «БАРС-2016» проводились и на фоне попыток организовать военный переворот в Черногории.

В целом все это свидетельствует о том, что Балканы у России на особом счету в ее противостоянии с Западом. Успех ее стратегии на балканском направлении может создать существенные проблемы как для Европы, так и для США, а также будет иметь негативные последствия и для Украины. Учитывая это, нынешним событиям на Балканском полуострове следует уделять особое внимание с тем, чтобы своевременно предотвратить угрозы в отношении нашей страны.